"Горячая" линия "Горячая" линия Горячая линия: (3452) 20-86-66
старше 16

Ответы на вопросы, заданные в рамках проведения публичных обсуждений правоприменительной практики

31.07.2018

Управление Роспотребнадзора по Тюменской области публикует ответы на вопросы, поступившие в ходе проведения публичных обсуждений правоприменительной практики за II квартал 2018 года (19.07.2018 г.).

Вопрос 1: Постановление главного государственного санитарного врача РФ по энтеровирусной инфекции в 2017 году носило рекомендательный характер, Управление вынесло распоряжение запретительного характера. Как вы можете это прокомментировать? 

Ответ: В соответствии с положениями ст. 51. Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются в том числе следующими полномочиями:

- при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению:

эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;

использования водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях.

- при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о введении ограничительных мероприятий в организациях и на объектах.

Таким образом, введение обязательных ограничительных мероприятий в том или ином случае прямо сопряжено с наличием угрозы распространения инфекционных заболеваний. Рекомендательный характер подобные документы не могут носить, так как их неисполнение влечет возможность причинения вреда жизни и здоровью граждан и как следствие - ответственность в зависимости от тяжести причиненного вреда (административную, гражданско-правовую, уголовную).

 

Вопрос 2: Раньше меры надзорных органов носили предупредительный характер, сейчас меры носят сразу административный характер - назначаются административные штрафы.

Ответ: Государственные органы, уполномоченные на проведение контроля и надзора в своей деятельности руководствуются действующим законодательством, которое предусматривает общие правила привлечения к ответственности, таковые правила исключают возможность принятия мер «предупредительного характера» в ряде случаев, а именно: в отношении лиц, которые не являются представителями «малого или среднего бизнеса» и (или) уже привлекались к ответственности, и (или) совершенное правонарушение повлекло или может повлечь вред жизни, здоровью граждан. В своей деятельности Управление в строгом соответствии с действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) применяет меры ответственности, с учетом положений ст.ст. 4.1.1, 3.4 КоАП РФ. В частности, около 10% рассмотренных в первом полугодии 2018 года административных дел закончились вынесением меры ответственности в виде предупреждения.

 

Вопрос 3: Хотела бы обратить внимание на деятельность предпринимателей без лицензии. Мне кажется, активно нужно работать в этом направлении, т.к. здесь и отсутствие нормальной конкуренции, некачественно оказанные услуги, дестабилизация рынка услуг. Может быть с общественностью найти взаимодействие по выявлению? Здесь мера должна быть карательной.

Ответ: Управление не может не согласиться с необходимостью пресечения правонарушений, связанных с нарушением требований законодательства о лицензировании, однако Управление, равно как и иные государственные органы имеет определенные законом ограничения при осуществлении контроля. В частности, в соответствии с Положением, деятельность Управления ограничена правом на проверку осуществления подлежащей лицензированию деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, если указанные источники используются не в рамках медицинской деятельности, а также в отношении лиц, осуществляющих работу с микроорганизмами 3-4 группы патогенности (лаборатории), также вне рамок медицинской деятельности. В указанной сфере ведется плановая работа, кроме того, в случае, если при проведении надзорной деятельности самостоятельно выявляются признаки нарушения лицензионного законодательства, например, оказание медицинских услуг или реализация алкогольной продукции без соответствующей лицензии, материалы, подтверждающие выявленные нарушения, направляются Управлением в соответствующие надзорные органы и (или) прокуратуру.

 

Вопрос 4: Доктора устраиваются в медицинские центры и параллельно ведут частную практику. Если пациент обращается с жалобой, отвечать приходится юридическому лицу. Может ввести ограничение по получению лицензии? Мелким организациям сложно соблюсти требования. Может ужесточить требования?

Ответ: В случае, когда вред причиняется работником юридического лица (в пределах исполнения трудовых обязанностей) в соответствии с положениями ст. 1068 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

В случае, который изложен Вами, у юридического лица отсутствует обязанность возмещения вреда, причиненного лицом, за пределами трудовых отношений - оказание услуг вне помещений работодателя, в условиях отсутствия договора между клиентом и работодателем.

Введение и или изменение условий лицензирования выходит за пределы компетенции Управления, которое не обладает правом законодательной инициативы, в связи с чем с вопросом об изменении условий лицензирования определенных видов деятельности Вы вправе обратиться к представителям представительной и (или) законодательной власти (депутатам различных уровней).


Вернуться в раздел