старше 16

В связи с болезнью пришлось отменить авиаперелет по договору, заключенному после 01.05.2020г. Можно ли вернуть деньги?

21.07.2021

В Управление поступило обращение потребителя о приобретении им в 2021г. авиабилетов на семейных отдых в г. Сочи по невозвратному тарифу. Однако, в связи с тем, что ребенку был поставлен диагноз covid-19, а остальные члены семьи оказались на вынужденной самоизоляции, поездку пришлось отменить. Возник вопрос о возможности вернуть стоимость авиабилетов.

В связи с чем, сообщаем, что договор авиаперевозки регулируется нормами ст.ст.784, 786, 788 Гражданского кодекса РФ, Воздушного кодекса РФ (далее – ВЗК РФ), Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее – Общие правила №82).

Пунктом 2 статьи 108 ВЗК РФ установлено, что в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

В целях пункта 2 настоящей статьи под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры (п. 3 ст. 108 ВК РФ).

В соответствии с п. 227 Общих правил №82 вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ, в том числе, из-за болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 настоящих Правил времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.

В силу п. 81 Общих правил, регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок.

Болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, является основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете.

Следовательно, законодательством предусмотрено право потребителя на вынужденный отказ от воздушной перевозки, в том числе по болезни, и возврат уплаченных денежных средств при одновременном соблюдении двух условий:

1. уведомление перевозчика об отказе от перелета до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.

2. подтверждение медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете.

Требование к содержанию медицинских документов содержатся в Правилах перевозки авиакомпании, с которой у потребителя заключен договор перевозки, в свободном доступе на сайте в сети Интернет.

Как правило, невозможность совершить авиаперелет подтверждается листком нетрудоспособности или иным подлинным медицинским документом, выданным имеющим соответствующую лицензию лечебно-профилактическим учреждением и содержащим сведения (отметки) или иные ссылки на наличие медицинских противопоказаний к полёту на самолёте при данном виде заболевания.

Для категорий граждан, которым не может быть выдан листок нетрудоспособности, необходимо предоставить медицинскую справку с противопоказаниями к полёту на дату вылета и документ, подтверждающий статус клиента (пенсионное удостоверение, удостоверение инвалида, справка от работодателя о нахождении в отпуске по уходу за ребенком). Медицинские документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- название и печать лечебно-профилактического учреждения, выдавшего соответствующий медицинский документ;

- дата выдачи такого документа, ФИО клиента/члена его семьи, возраст клиента/члена его семьи;

- ФИО, подпись и печать врача, выдавшего медицинский документ, и срок, на который такой документ был выдан.

Положениями п. 235 Общих правил №82 установлено, что возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. № 155 (далее – Правила №155).

На основании п. 116 Правил №155 в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

В случае отказа авиаперевозчика по каким-либо причинам в добровольном порядке вернуть стоимость билетов, разрешение возникшего спора возможно путем подачи искового заявления в суд, поскольку в соответствии со ст. 17 Закона РФ № 2300-1, ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ защита нарушенных прав (в том числе частных прав потребителей) осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судебными органами.

Образец искового заявления


Вернуться в раздел