"Горячая" линия "Горячая" линия Горячая линия: (3452) 20-86-66
старше 16

Итоги деятельности Управления в сфере защиты прав потребителей

15.03.2019

Управление Роспотребнадзора по Тюменской области осуществляет защиту прав потребителей в трех направлениях: контрольно-надзорная деятельность, досудебная и судебная защита, деятельность в сфере информирования и консультирования.

В 2018 году Управлением в сфере защиты прав потребителей проведено 660 контрольно-надзорных мероприятий, в ходе которых выявлено 2550 нарушений обязательных требований.

Управлением в 2018 году в сфере защиты прав потребителей активно применялся механизм проведения предварительных проверок, всего проведено 559 предварительных проверок.

В 2018 году по фактам выявленных нарушений выдано 424 предписания о прекращении нарушений прав потребителей, вынесено 672 постановления о привлечении лиц к административной ответственности. Общая сумма штрафов, наложенных по итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях по фактам нарушений законодательства в области защиты прав потребителей, составила около 8,5 млн. рублей.

Продолжается снижение количества внеплановых проверок, проводимых по обращениям граждан, причиной которого является отсутствие в материалах, прилагаемых гражданами к обращениям претензий, заявлений в адрес продавцов, исполнителей с требованиями об устранении нарушений.

Структура обращений

В 2018 году в Управление по вопросам защиты прав потребителей поступило 7008 обращений потребителей, в том числе письменных - 3657.

Прирост обращений (в сравнении с 2017 годом) составил 1%, что свидетельствует о стабилизации количества жалоб потребителей.

Структура письменных обращений на протяжении последних лет не меняется, около 2/3 обращений касалось вопросов защиты прав потребителей при оказании услуг, 1/3 при продаже товаров.

В сфере услуг обращения касались:

- жилищно-коммунальных услуг – 1036;

- финансовых услуг – 335;

- связи – 158;

- услуг бытового обслуживания населения – 135;

- медицинских услуг – 116;

- прочих услуг (подряд, юридические услуги, консультационные, развлекательные, спортивно-оздоровительные и т.д.) – 676.

В сфере торговли структура обращений представлена следующим образом:

- 779 обращений о нарушении правил продажи товаров (обращения связанные с приобретением товаров по образцам, дистанционным способом, с отсутствием или не предоставлением книги отзывов и предложений, отсутствием вывески, размещения недостоверной информации о товаре, его цене и т.д.)

- 378 обращений касалось вопросов качества непродовольственных товаров (мобильные телефоны, иные технически сложные товары, мебель, одежда);

- 24 обращения относительно продовольственных товаров.

Все поступившие обращения потребителей были рассмотрены в установленные законодательством сроки. 50% нарушений прав потребителей устранены в досудебном порядке. Размер суммы, возвращенной потребителям в досудебном порядке, составил около 6,5 млн. рублей.

Судебная защита

Всего в 2018 году Управлением в рамках реализации полномочий по защите прав потребителей в судебном порядке в порядке ст. 47 ГК ПФ РФ в судах дано 257 заключений о нарушении прав потребителей. В сравнении в 2017 годом соответствующий показатель вырос на 5%. В пользу потребителей присуждено 41,6 млн. руб..

В защиту прав потребителей Управлением подано 241 исковое заявление, что на 32% больше чем в 2017 году, в том числе 50 - в защиту неопределенного круга лиц.

По результатам рассмотрения судами гражданских дел по искам потребителей в пользу последних присуждено более 4,7 млн. руб., в том числе более 400 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда.

Информирование и консультирование

В рамках реализации полномочий по информированию и консультированию потребителей Управлением в 2018 году проведено 14 горячих линий, дано около 3 тыс. консультаций, проведено 2 заседания консультативного совета по защите прав потребителей при Управлении. Реализован план по информированию потребителей в сфере ЖКХ.

В рамках всероссийской «Недели сбережений», «Недели финансовой грамотности» Управлением проведено 76 семинаров для школьников, студентов, работающего населения, лиц пожилого возраста, количество участников семинаров составило 3780 человек.

В рамках проекта Минфина России и Всемирного банка (МБРР - Международный банк реконструкции и развития, специализированное учреждение ООН) - «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Управлением распространено 30 тыс. экземпляров, печатной продукции, содержащей актуальные вопросы в сфере предоставления финансовых услуг.

Ведется работа по наполнению государственного информационного ресурса «Защита прав потребителей»(zpp.rospotrebnadzor.ru). На сайте размещены образцы претензий и исковых заявлений, памятки потребителям, информация о выявленной продукции, несоответствующей обязательным требованиям.

В 2018 году в целях исполнения перечня поручений Президента РФ, в 2018 году распоряжением Губернатора Тюменской области образован Координационный совет по защите прав потребителей Тюменской области. В состав совета входят органы исполнительной власти Тюменской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, Торгово-промышленная палата Тюменской области, общественные организации потребителей.

В 2018 году проведено 2 заседания Совета, на одном из которых посредством видеоконференцсвязи проведен семинар для органов местного самоуправления по вопросам консультирования граждан в области защиты прав потребителей. В 2018 году в 5-ти муниципальных образованиях приняты программы развития, в которых отражены вопросы защиты прав потребителей.

Распоряжением правительства Тюменской области утверждена Региональная программа «Обеспечение и защита прав потребителей в Тюменской области на период с 2018 по 2020 годы».

Программа содержит 18 мероприятий, предусматривающих взаимодействие между участниками системы защиты прав потребителей Тюменской области, обмен информацией, осуществление надзора исполнителями программы, информирование и консультирование граждан, освещение вопросов защиты прав потребителей в СМИ.

Один из ожидаемых результатов реализации программы - повышение   потребительской   грамотности   населения и снижение   количества   нарушений   законодательства в сфере потребительского рынка.

Обратиться за консультацией потребители всегда могут по телефону постоянно действующей горячей линии Управления Роспотребнадзора по Тюменской области: (3452) 20-86-66, Консультационный центр на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области»: (3452) 68-48-94.

Часы работы Управления: Понедельник - Четверг: 9.00 - 18.00; Пятница: 9.00 - 16.45; Перерыв: 13.00 – 13.45.

Часы работы Центра гигиены и эпидемиологии: Понедельник - Четверг: 8.00 - 17.00; Пятница: 8.00 - 14.30; Перерыв: 12.00 – 12.30.


Вернуться в раздел