старше 16

Как расторгнуть договор авиаперевозки в связи с ситуацией с коронавирусом

29.05.2020

В адрес Управления Роспотребнадзора по Тюменской области поступают вопросы от потребителей о возможности возврата денежных средств за авиабилеты (по так называемым «невозвратным» тарифам) в связи с отказом от перевозки по причине угрозы коронавирусной инфекции на территории нашей страны.

По общим условиям статьи 108 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира, предусматривающему условие о невозврате провозной платы, в случае расторжения указанного договора провозная плата не возвращается.

Однако, в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, определенным пунктом 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.

Меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), применяемые в разных регионах страны в те или иные сроки, указывают на существенное изменение обстоятельств заключения договора. Так потребители, заблаговременно приобретая авиабилеты до места отдыха на территории России, не могли знать об указанных обстоятельствах при заключении сделки.

Согласно ст.451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Таким образом, в связи с существенным изменением обстоятельств потребитель вправе обратиться к авиаперевозчику с предложением о досудебном расторжении договора на предлагаемых потребителем условиях.

В случае, если стороны не достигли соглашения о расторжении договора в связи с существенно изменившимися обстоятельствами, договор может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным пунктом 4 ст. 451 ГК РФ судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.

Таким образом, в связи с возникновением обстоятельств, связанных с введением ограничительных мероприятий, отменой массовых мероприятий, закрытием санаторных учреждений в отдельных городах, муниципальных образованиях и субъектах РФ для досудебного урегулирования спорных ситуаций рекомендуем потребителям, имеющим авиабилеты, приобретенные по «невозвратным» тарифам, обращаться к авиаперевозчикам с предложением о расторжении договора на оказание транспортных услуг в порядке ст. 451 Гражданского кодекса РФ (образец претензии по указанным основаниям опубликован ранее на сайте 72.rospotrebnadzor.ru в ленте новостей от 25.03.2020г.), а в случае не удовлетворения перевозчиком требований потребителя в добровольном порядке, обращаться с исковым заявлением в суд, который будет оценивать обоснованность соответствующего требования, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.

Обращаем внимание, что при указании в претензии и/или исковом заявлении оснований о невозможности осуществления перевозки в тот или иной регион страны, необходимо использовать информацию, размещенную в сети Интернет, на официальных сайтах Ростуризма, Управления Роспотребнадзора по соответствующему субъекту РФ и Администрации Правительства субъекта Российской Федерации.

Приложение: образец искового заявления.


Вернуться в раздел