"Горячая" линия "Горячая" линия Горячая линия: (3452) 20-86-66
старше 16

Расчеты за товары на банковские карты физических лиц – негативные последствия для потребителя

07.09.2020

Управление не рекомендует гражданам использовать подобный способ расчета.

Достаточно часто в Управление поступают жалобы потребителей на товары, приобретенные либо дистанционным способом, либо в розничной торговой сети, в отношении которых впоследствии у потребителя появились претензии.

В процессе рассмотрения обращений выясняется тот факт, что оплата за товар произведена физическому лицу на его личную банковскую карту.

В этой связи Управление настоятельно рекомендует гражданам не производить расчеты за товары указанным способом, не обдумав последствия, поскольку в таком случае потребитель может лишиться прав, предоставленных ему Законом РФ «О защите прав потребителей».

Информируем, что в соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по возмездному договору.

Таким образом, все расчеты за товары должны производиться исключительно с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с выдачей потребителю кассового или товарного чека (квитанции к приходному кассовому ордеру), подтверждающих заключение договора.

Поскольку Гражданский кодекс РФ не запрещает совершать сделки граждан между собой (ст. 161), расчеты с физическими лицами в ряде случаев будут подтверждать отсутствие потребительских правоотношений и, как следствие, обусловливать отсутствие правовых оснований для принятия Управлением мер реагирования.

Как показывает практика, совершение таких сделок зачастую происходит посредством предложения товаров в социальных сетях. Например, потребитель обратился с жалобой на отказ продавца в возврате предоплаты за велосипед, выбранный на сайте, который потребителю не подошел по характеристикам. При рассмотрении обращения было установлено, что предварительный платеж совершен на карту физического лица, которую указал менеджер, перезвонивший потребителю, в ходе телефонного разговора. Имел место и случай приобретения в сети Инстаграмм вещи, которая потребителю не подошла, однако, «Продавец» принять ее отказался. При рассмотрении обращения также было установлено, что товар куплен у физического лица, денежные средства переведены на указанную им карту.

Также обращаем внимание потребителей. При передаче денежных средств за товары (работы, услуги), независимо от получателя, всегда требуйте документ, подтверждающий их прием (кассовый/товарный чек, квитанцию к приходному кассовому ордеру, расписку и т.д.).


Вернуться в раздел