"Горячая" линия "Горячая" линия Горячая линия: (3452) 20-86-66
старше 16

О неотложных мерах по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Тюменской области

17.04.2012

О неотложных мерах по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Тюменской области

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей

и благополучия человека по Тюменской области

(Управление Роспотребнадзора по Тюменской области)

 

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

«09» апреля 2012г.                                                                       № 5

г. Тюмень

 

О неотложных мерах по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Тюменской области

 

Я, Главный государственный санитарный врач по Тюменской области Г.В. Шарухо, проанализировав эпидемиологическую обстановку  по ВИЧ-инфекции в Тюменской области, порядок организации, объем и эффективность противоэпидемических мероприятий, направленных на противодействие распространению этой инфекции,  установил, что уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией, темпы прироста новых случаев заражения, увеличение общего числа  ВИЧ-инфицированных и активизация выхода эпидемии из уязвимых групп населения в общую популяцию свидетельствуют о том, что необходимо применять дополнительные меры направленные на борьбу с этой инфекционной болезнью.

В Тюменской области на 31.12.2011года нарастающим итогом зарегистрировано  11892 ВИЧ-инфицированных, что составляет 0,8% от всего населения (в РФ-0,4% населения).

За 2011год выявлено 1087 новых  случаев ВИЧ-инфекции, показатель на 100 тыс. населения составил  80,8, темп прироста составил +19,7 % к уровню 2010 года. По темпам прироста из 6 субъектов РФ, входящих в УРФО Тюменская область по итогам 2011 года находится на 4 месте, по заболеваемости на 3 месте (заболеваемость по итогам 2011 года  УРФО -91,1 на 100 тыс. населения).

Случаи ВИЧ-инфекции регистрируются во всех территориях Тюменской области, в 2011 году показатели заболеваемости выше областных отмечены в г.Тобольске, Тюменском районе, г. Тюмени.

Отмечается вовлечение лиц более старшего возраста в эпидемический процесс. Доля лиц 30-34 лет из числа новых  выявленных случаев ВИЧ-инфицирования выросла с 16,4% в 2006 году до 28,5% в 2011 году и в возрастной группе 35-39 лет с 6,7 % до 16,4 % соответственно.

Смещение эпицентра эпидемии ВИЧ-инфекции в старшие возрастные группы  населения, где  меньше проводилось профилактических программ, свидетельствует об острой необходимости разработки методологии и расширения профилактических программ на рабочих местах.

Всего за период наблюдения в Тюменской области умерло по разным причинам 2 320 ВИЧ-инфицированных, при этом вследствие развития собственно ВИЧ-инфекции  всего умерло 228 человек -9,8% (по РФ-30,2%).

Ухудшение эпидемиологической ситуации в 2011 году связано с активизацией «наркотического» пути передачи ВИЧ – инфекции, доля которого увеличилась с 25,5% % в 2006 году до 42,0 % в 2011 году при одновременном снижении доли «полового» пути передачи с 45,3 % до 34 % соответственно.

Ежегодно проводятся диагностические исследования на ВИЧ-инфекцию, в 2011 году обследовано 246962 человека на антитела к ВИЧ (включая ГУ ФСИН). Для обеспечения контроля за эффективностью лечения ВИЧ-инфекции, состоянием здоровья ВИЧ-инфицированных, в соответствии с требованиями действующих стандартов оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, необходимо выполнять лабораторные обследования на вирусную нагрузку и иммунный статус, в достаточных объемах.

Среди лиц,  прошедших диспансерное наблюдение, в 2011 году  обследованы  по  определению иммунного статуса 76,9% пациентов (РФ-73,7%),  по определению вирусной нагрузки  только 56,9%  (РФ- 56%). 

Основным СПИД-индикаторным заболеванием в России продолжает оставаться туберкулез. Из числа ВИЧ-инфицированных прошедших диспансеризацию в 2011 году, обследованы на туберкулез 92,5% (РФ-80%).

При увеличении числа ВИЧ-инфицированных, сохраняется риск внутрибольничного заражения. В 3-х субъектах Российской федерации при проведении  эпидемиологического расследования  по поводу выявления ВИЧ-инфекции у детей, чьи родители были здоровы, ретроспективно было выявлено 5 очагов внутрибольничного инфицирования,  с общим числом пострадавших 13 человек. Из них, 5 детей инфицировано при перинатальном контакте с ВИЧ-инфицированными матерями.  

Во всех  эпизодах причиной инфицирования являлись: нарушение противоэпидемических мероприятий в лечебно-профилактических учреждениях, недостатки в организации работы по выявлению ВИЧ-инфекции у беременных женщин, не проведение  химиопрофилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку.

 

Ежегодно увеличивается количество детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей. При этом отмечается снижение доли вертикального пути передачи инфекции от матери плоду, в 2011 г. он составил-1.3%. Отмечается снижение регистрации ВИЧ-инфекции среди беременных при их обследовании,  показатель на 100 тыс. населения в 2011 году составил 13,5 против 16,3 в 2010 году. 

За период наблюдения всего от ВИЧ-инфицированных матерей родилось 2165 детей, диагноз ВИЧ-инфекция установлен 104  детям. В 2011г. проводилась химиопрофилактика 283  беременным из 288 (98,3%), при этом трехэтапная химиопрофилактика во время беременности, родов и ребенку проведена 247 парам (мать-дитя) (85,8%). Причинами недостаточного охвата трехэтапной химиопрофилактикой являются отказы матерей от профилактического лечения,  наличие социально дезадаптированных беременных, которые уклоняются от наблюдения в женских консультациях на дородовом этапе. Необходимо активнее внедрять профилактические программы,  проводить работу среди молодежи, женщин фертильного возраста, среди групп риска, в женских консультациях.

Остается проблема инфицирования детей от матерей при грудном вскармливании. По данным  Федерального научно-методического Центра по профилактике и борьбе со СПИД  в 2009 году выявлено 12 случаев,  в 2010 - 16,  в 2011 – 18 случаев инфицирования детей при грудном вскармливании.

При росте числа ВИЧ-инфицированных и увеличения количества медицинских манипуляций, проводимых при оказании им медицинской помощи, увеличилось число зарегистрированных случаев травматизации медицинского персонала на 62% по сравнению с 2010 годом. Возникает необходимость своевременной организации и проведения  химиопрофилактики профессионального заражения  ВИЧ для медицинских работников и обеспечения лечебно-профилактических организаций антиретровирусными  препаратами для этих целей.

 Еще одной проблемой, ставшей актуальной в последнее время, является выявление инфекционных заболеваний у мигрантов, число которых ежегодно увеличивается.  

В 2011году в Тюменской области  в соответствии с постановлением  Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 № 188  «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное  проживание иностранным гражданам и лицам  без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №14, ст.1286; 2005, №7, ст.560),   освидетельствовано на наличие   инфекционных заболеваний 11022  иностранных граждан и лиц без гражданства.   Выявлено  50 лиц с инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих и  являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания  в Российской Федерации,  в том числе    ВИЧ-инфицированных - 22 человека,  больных туберкулезом -18, больных инфекциями передающихся половым путем-10.

В области работа по проведению медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства преимущественно проводится  на базе ООО «Регионмед». Преимуществом такой  работы является обеспечение максимального охвата медицинским освидетельствованием иностранных граждан, сокращение до минимума сроков проведения необходимых обследований.

 В целях  обеспечения охраны здоровья населения, повышения эффективности принимаемых мер по борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИД в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167;  № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10;  № 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1), ст. 21;  № 1 (ч. 1), ст. 29;  № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554;  № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801;  № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч.2), ст.3616; № 44, ст. 4984;  № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст.4969; 2011, №1, ст.6; № 30 (ч.1), ст.4563; №30 (ч.1) ст.4591)

 

ПОСТАНОВЛЯЮ:

 

1. Главам муниципальных образований Тюменской области, главе Администрации г.Тюмени рекомендовать:

1.1. Рассмотреть  до 01.06.2012г. на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопрос об эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции и эффективности проводимых  профилактических мероприятий на административных территориях.

1.2. Внести в программы (планы) по борьбе с ВИЧ/СПИД и социально значимыми заболеваниями (наркомания, туберкулез) на  административных территориях коррективы с учетом изменения эпидемиологической обстановки, обратив особое внимание на организацию и проведение профилактических мероприятий среди молодежи и населения возрастной группы от 25 до 45 лет, потребителей инъекционных наркотиков и лиц, предоставляющих сексуальные услуги за плату.

1.3. Содействовать внедрению профилактических программ на рабочих местах, в трудовых коллективах.

1.4. Включить в план работы Комиссий по социальным вопросам отчет руководителей предприятий  о выполнении  ст. 4.8 «Генерального  Соглашения между общероссийским объединением профсоюзов, общероссийским  объединением работодателей  и Правительством Российской Федерации на 2011-2013г.г.»  о  профилактике социально значимых заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции и наркомании.

1.5. Обеспечить поддержку неправительственных организаций и объединений,   работающих в сфере профилактики ВИЧ-инфекции и оказания помощи  людям, живущим с ВИЧ, шире привлекать их для реализации мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции и изыскать возможность  финансирования их деятельности  из  средств, выделяемых  в рамках субсидий  федерального   бюджета  на реализацию программ  поддержки социально ориентированных некоммерческих  организаций (постановление Правительства Российской Федерации  от 23.08.2011  № 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №35, ст. 5097),  а также  из  средств местных бюджетов.

1.6. Рассмотреть вопрос о выделении в текущем году ассигнований для финансирования  программ первичной профилактики ВИЧ и наркомании, а также программ оказания помощи людям, затронутым ВИЧ/СПИДом, профилактики девиантного поведения и реабилитации наркозависимых.

1.7.  Принять меры по обеспечению в необходимых объемах ВИЧ-инфицированных женщин, имеющих грудных детей, молочными смесями для искусственного вскармливания в целях недопущения инфицирования детей вирусом иммунодефицита человека при грудном вскармливании.

1.8. Обеспечить активное  привлечение средств массовой информации для проведения разъяснительной работы среди населения о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции  и наркомании.

1.9. Рассмотреть вопрос о включении в межведомственные      советы, комиссии по вопросам борьбы с  ВИЧ/СПИД представителей Русской Православной Церкви и других религиозных конфессий в целях расширения сотрудничества государственных органов, неправительственных и общественных организаций,  работающих в данной сфере, для повышения эффективности проводимых организационных и практических мероприятий.

2. Департаменту здравоохранения Тюменской области, департаменту здравоохранения Администрации г.Тюмени:

2.1. Принять дополнительные меры по расширению числа  обследований на антитела к ВИЧ групп высокого риска заражения ВИЧ-инфекцией.

2.2. Обеспечить своевременность и полный объем лабораторных обследований на вирусную нагрузку и иммунный статус, необходимых для обеспечения контроля за состоянием здоровья ВИЧ-инфицированных,  назначения им антиретровирусной терапии и мониторинга ее эффективности.

2.3. Рассмотреть на коллегиях органов управления здравоохранением вопросы о ходе реализации мероприятий по ограничению распространения ВИЧ-инфекции в территориях и внести необходимые коррективы с учетом эпидемиологической ситуации.

2.4. Провести анализ хода реализации программ по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД и социально значимыми заболеваниями (наркомания, туберкулез) среди населения области,  внести с учетом изменения эпидемиологической обстановки, обратив особое внимание на организацию и проведение профилактических мероприятий среди молодежи и населения возрастной группы от 25 до 45 лет, потребителей инъекционных наркотиков и лиц, предоставляющих сексуальные услуги за плату.

2.5. Принять меры по укреплению материально-технической базы и кадрового состава центров по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями в целях повышения эффективности их деятельности по противодействию распространению ВИЧ-инфекции.

2.6. Рассмотреть вопрос о выделении в текущем году ассигнований для финансирования  программ первичной профилактики ВИЧ и наркомании, а также программ оказания помощи людям, затронутым ВИЧ/СПИДом, профилактики девиантного поведения и реабилитации наркозависимых.

 2.7. Принять меры по решению вопроса об обеспечении  антиретровирусными препаратами лечебно-профилактических организаций (ЛПО) для проведения профилактики профессионального инфицирования  ВИЧ у медицинских работников в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции" (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.01.2011 г. № 1, зарегистрированы в Минюсте России  24.03.2011, регистрационный № 20263).

 2.8. Разработать и принять порядок оказания помощи и проведения химиопрофилактики ВИЧ-инфекции в случае аварийной ситуации в ЛПО в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.5.2826-10.

2.9. Принять меры по недопущению  внутрибольничной передачи ВИЧ-инфекции в учреждениях родовспоможения, в т.ч. перинатальных центрах, центрах экстракорпорального  оплодотворения  и других лечебно-профилактических организациях.

2.10. Принять меры по недопущению инфицирования ВИЧ-инфекцией детей при грудном вскармливании.

2.11. Обеспечить своевременность  и полноту диспансеризации детей с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции, своевременностью постановки диагноза ВИЧ-инфекции и снятия с учета детей с перинатальным контактом по ВИЧ.

2.12. Рекомендовать проведение ежегодных плановых выборочных (дозорных) серологических обследований среди групп высокого риска заражения ВИЧ-инфекцией: потребителей инъекционных наркотиков - ПИН, мужчин вступающих в сексуальные отношения с мужчинами - МСМ, коммерческими секс работниками - КСР и использовать полученные данные для усовершенствования профилактических мероприятий и повышения  их эффективности.

2.13. Обеспечить доступность проведения химиопрофилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи детям, больным ВИЧ-инфекцией, профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку.

2.14. Обеспечить проведение работы по профилактике социального сиротства, путем работы с ВИЧ-инфицированными беременными женщинами на дородовом этапе и после рождения, профилактике отказов от ребенка.

2.15. Принять меры по разработке методологии, расширения и внедрения профилактических программ на рабочих местах, в трудовых коллективах.

2.16. Организовать и обеспечить регулярное проведение профилактических программ для рабочей молодежи, особо уязвимых групп риска, в первую очередь среди потребителей наркотиков, лиц, оказывающих платные сексуальные услуги, мигрантов.

2.17. Провести анализ эффективности работы по организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих и являющиеся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное  проживание иностранным гражданам и лицам  без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.

2.18. Обеспечить постоянную работу по обучению и привлечению к работе по профилактике ВИЧ – инфекции волонтеров из среды школьников, студентов ВУЗов и СУЗов, рабочей молодежи, работников милиции, социальных работников, потребителей наркотиков, религиозных конфессий, общественных организаций и т.д.

2.19. Активнее привлекать неправительственные организации и объединения,   работающие в сфере профилактики ВИЧ-инфекции и оказания помощи  людям, живущим с ВИЧ для реализации мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции.

2.20. Обеспечить в ЛПО независимо от ведомственного подчинения, наличие наглядной агитации в доступном для больных и посетителей месте по предупреждению заражения ВИЧ, предупреждению потребления наркотиков, информацию о деятельности медицинских учреждений  и общественных организаций, оказывающих помощь инфицированным ВИЧ людям, употребляющим психоактивные вещества, лицам, оказывающим сексуальные услуги, и номера телефонов доверия в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.5.2826-10.

2.21. Активизировать  санитарно-просветительную работу, организовать систематическое проведение просветительной работы по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД с использованием видеороликов,  плакатов и буклетов в общественном транспорте, вокзалах, аэропорту, радио, телевидении, «Радио-город» и т.д.

3. Начальникам территориальных отделов, начальнику отдела эпидемиологического надзора  Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области»:

3.1. Обеспечить совместно с органами и учреждениями здравоохранения, центром (филиалами)  по профилактике и борьбе со СПИД координацию деятельности и расширение сотрудничества   в целях повышения эффективности  организационных и практических мероприятий направленных на противодействие распространения ВИЧ-инфекции.

3.2.  Провести анализ эпидемиологической ситуации  и принять меры по недопущению  внутрибольничной передачи ВИЧ-инфекции в учреждениях родовспоможения, в т.ч. перинатальных центрах, центрах экстракорпорального  оплодотворения  и других лечебно-профилактических организациях.

3.3. Обеспечить осуществление контроля  за  своевременностью  и полнотой диспансеризации детей с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции, своевременностью постановки диагноза ВИЧ-инфекции и снятия с учета детей с перинатальным контактом по ВИЧ.

3.4. Провести анализ эффективности работы по организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих и являющиеся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное  проживание иностранным гражданам и лицам  без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации и реализации принятых решений о нежелательности пребывания на территории субъекта Российской Федерации.

3.5. Активизировать  санитарно-просветительную работу о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции.

4. Департаменту образования и науки Тюменской области департаменту образования Администрации г. Тюмени рекомендовать:

4.1. Включить в программы подготовки и переподготовки учителей и преподавателей вопросы профилактики ВИЧ/СПИДа и наркомании.

4.2. Проводить в течение учебного года обучающие семинары по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД, наркомании среди школьников, студентов ВУЗов и СУЗов.

4.3.  Организовать проведение санитарно-просветительной работы о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции, наркомании.

5. Начальнику УФСИН РФ по Тюменской области рекомендовать:

5.1. Обеспечить полноту  формирования ежегодной заявки о потребности в антиретровирусных препаратах, диагностикумах для лечения и обследования ВИЧ/СПИД и  направлять в срок в установленном порядке.

5.2. Обеспечить оказание специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, находящимся в местах лишения свободы, привлекая, при необходимости для консультирования специалистов ГБУЗ ТО «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями». 

5.3. Обеспечить проведение мероприятий  по формированию приверженности лечению и ведению здорового образа жизни, мотивации обращения за медицинской помощью в Центр СПИД и другие организации у ВИЧ-инфицированных лиц, готовящихся к освобождению из мест лишения свободы.

5.4. Обеспечить повышение доступности медицинской помощи больным ВИЧ/СПИД, лечения, организацию полноценного диспансерного наблюдения, в полном объеме обследования на вирусную нагрузку и иммунный статус, необходимых для обеспечения контроля за состоянием здоровья ВИЧ-инфицированных,  назначения им антиретровирусной терапии и мониторинга ее эффективности.

5.5. Проводить работу по подготовке врачей к ведению ВИЧ -инфицированных больных.

5.6. Проводить аттестацию медицинских работников на квалификационную категорию с оценкой знаний по вопросам ВИЧ – инфекции.

5.7. Обеспечить проведение санитарно-просветительной работы о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ – инфекции, наркомании среди осужденных.

6. Просить Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тюменской области:

6.1. Включить в план мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики  поддержку неправительственных и общественных организаций, осуществляющих программы профилактики ВИЧ-инфекции для групп  высокого риска заражения.

            7. Просить Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тюменской области, Главное управление внутренних дел по Тюменской области дать указание подведомственным органам и учреждениям оказывать помощь и поддержку органам и учреждениям Роспотребнадзора и здравоохранения, а также неправительственным и религиозным организациям, осуществляющим проведение программ по  профилактике ВИЧ/СПИД среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату.

8. Департаменту здравоохранения Тюменской области, департаменту здравоохранения Администрации г.Тюмени, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области», департаменту образования и науки Тюменской области департаменту образования Администрации г. Тюмени, начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Тюменской области:

8.1. Направить информацию проводимой работе и выполнении  постановления в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области до 01.08.2012г.

 

 9. Контроль выполнения настоящего постановления оставляю за собой.

 

           

                                                                                                   

 

Г.В. Шарухо 



Вернуться в раздел