"Горячая" линия "Горячая" линия Горячая линия: (3452) 20-86-66
старше 16

Об информации Управления Роспотребнадзора по Тюменской области о совершенствовании государственного надзора, направленного на обеспечение населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами

24.02.2012

Об информации Управления Роспотребнадзора по Тюменской области о совершенствовании государственного надзора, направленного на обеспечение населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


09.02.2012


56

Об информации Управления Роспотребнадзора по Тюменской области о совершенствовании государственного надзора, направленного на обеспечение населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами

Рассмотрев информацию Управления Роспотребнадзора по Тюменской области о совершенствовании государственного надзора, направленного на обеспечение населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами, представленную в областную Думу и.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области А.В. Накатаевым (письмо от 16.01.2012 №01-12/02-192/1), решение комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.         Информацию Управления Роспотребнадзора по Тюменской области о совершенствовании государственного надзора, направленного на обеспечение населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами, принять к сведению (прилагается).

2.    Рекомендовать органам исполнительной власти Тюменской области, руководителям предприятий пищевой промышленности, торговли, общественного питания, руководителям образовательных, лечебно-профилактических, летних оздоровительных учреждений, учреждений социального            обслуживания учесть рекомендации Управления Роспотребнадзора по Тюменской области.

3.    Отметить положительную работу Управления Роспотребнадзора по Тюменской области по осуществлению государственного надзора, направленного на обеспечение населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами.


Председатель областной Думы                                                                              СЕ. Корепанов

 

 

 

 

Приложение

к постановлению областной Думы

от 09.02.2012 №56

Информация

о совершенствовании государственного надзора, направленного на

обеспечение населения Тюменской области безопасными пищевыми

продуктами

(представлена     в   областную   Думу   и.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области А.В. Накатаевым 16.01.2012)

Важнейшее гигиеническое значение для сохранения здоровья населения имеет состояние питания, его полноценность, безопасность и качество. В связи с этим приоритетными направлениями в работе Управления Роспотребнадзора по Тюменской области (далее также - Управление), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" является обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, снижение неблагоприятного воздействия контаминантов (загрязнителей) биологической и химической природы, профилактика алиментарно зависимых заболеваний.

На территории Тюменской области проводится лабораторный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов в рамках государственного надзора и производственный лабораторный контроль, осуществляемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Ситуация в сфере безопасности продукции и продовольственного сырья

Обеспеченность населения достаточным количеством пищевых продуктов, их безопасность, качество и рациональное использование имеют важнейшее гигиеническое значение.

В 2011 году всего исследовано 5032 пробы пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям.

Удельный вес проб продовольственного сырья и пищевых продуктов, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям, в 2011 году составил 2,0% (2010 год- 3,1%).

Наибольшее количество неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям отмечено:

- в группе "рыба и рыбные продукты" - 4,5%, по сравнению с показателем 2010 года качество продукции улучшилось в 2,4 раза (2010 год -11,1%). В связи с введением в действие Дополнений № 17 к СанПиН 2.3.21-78-01  «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» проводились исследования мороженой рыбной продукции по массовой доле влаги и массе глазури;

- масложировые продукты - 12,4% (2010 год - 7,6%). Отмечен рост показателя в связи с проведением целенаправленной работы по выявлению фальсификации масла сливочного на предприятиях торговли, общественного питания, пищевой промышленности.

Улучшилось качество молочных продуктов по санитарно-химическим показателям: 2011 год - 0,8%, 2010 год - 4,3%; хлебобулочных и кондитерских изделий: 2011 год -1,6%, 2010 год - 2,7%.

Гигиеническая характеристика продовольственного сырья и пищевых продуктов

 

 

 

Продовольственное сырье и пищевые продукты

Число исследованных проб по санитарно-химическим показателям

всего

из них

не соответствует

гигиеническим

нормативам

Молоко, молочные продукты

873

7

Масложировые продукты

153

19

Рыба, рыбные продукты и др. гидробионты

152

7

Хлебобулочные и кондитерские изделия

946

15

Алкогольные напитки и пиво

361

23

Всего

2485

71

Одним из основных направлений в гигиенической оценке безопасности пищевых продуктов остается исследование на наличие в них потенциально опасных химических контаминантов, контроль за которыми в общем объёме санитарно-химических исследований составил по области 78%.

В 2011 году удельный вес неудовлетворительных проб пищевых продуктов, в которых обнаружено превышение предельно допустимых концентраций, по нитратам составил 0,9% (овощи и столовая зелень).

В 2011 году при исследовании пищевых продуктов на содержание остаточных количеств пестицидов выявлена 1 проба (лук репчатый производства Киргизии), не соответствующая требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов".

В 2011 году исследовано 350 проб пищевых продуктов и продовольственного сырья на содержание радионуклидов, все исследованные пробы соответствовали требованиям гигиенических нормативов.

На территории области организован контроль за наличием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов (далее - ГМО, ГММ) в пищевых продуктах. С 2004 года лаборатория ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" укомплектована оборудованием для количественного определения ГМО в продуктах, что позволило объективно оценивать содержание генетически модифицированных компонентов, повысить эффективность надзорных мероприятий.

Количество проб пищевых продуктов, исследованных на ГМО/ГММ

В 2009 году было исследовано на наличие ГМО и ГММ 333 пробы, из них на наличие ГММ - 31 проба, в 2010 году соответственно 496 и 58 проб, в 2011 году - 680 проб, на наличие ГММ 97 проб продовольственного сырья и пищевых продуктов, из них более 90% отечественного производства. В 2009 -2010 гг. ГМО и ГММ в исследованных пробах не обнаружены.

В декабре 2011 года выявлено 5 проб колбасных изделий с содержанием ГМО более 0,9%, не соответствующих требованиям СанПиН 2.3.2.2227-07 "Дополнения и изменения № 5 к СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" по содержанию ГМО (не более 0,9%), на потребительской упаковке указанных колбасных изделий отсутствует информация о содержании ГМО. В настоящее время в отношении производителя пищевых продуктов проводится административное расследование.

В 2011 году исследовано 786 проб пищевых продуктов по паразитологическим показателям, из них 90% исследованных проб - овощи, фрукты, столовая зелень и рыба. Все пробы по указанным показателям соответствуют требованиям гигиенических нормативов.

Микробиологические показатели качества продуктов питания зависят от санитарно-технического состояния предприятий, наличия на них современного технологического оборудования, использования современной технологии, новых методов обработки сырья с исключением или минимальным использованием ручного труда, соблюдением санитарных правил, организацией правил личной гигиены.

В целях надзора при проведении административных расследований и производственного контроля за микробиологической безопасностью пищевого сырья и пищевых продуктов в 2011 году исследовано 12922 пробы (2010 год -13685 проб). Удельный вес неудовлетворительных проб составил 7,98%, что выше, чем в 2010 году (4,5%).

По микробиологическим показателям наиболее загрязненными были готовая продукция предприятий общественного питания - 10,3%, хлебобулочные и кондитерские изделия -10,1%, молоко и молочные продукты - 9,4%, кулинарные изделия - 8,9%, мясо и мясные продукты - 4,6%.

 

Гигиеническая характеристика продовольственного сырья и пищевых продуктов

 

 

 

Продовольственное сырье и пищевые продукты

Число исследованных проб по микробиологическим показателям

всего

из них

не соответствует

гигиеническим

нормативам

Мясо и мясные продукты

1418

66

Молоко, молочные продукты, включая масло и сметану

2725

258

Кулинарные изделия

5711

508

Хлебобулочные и кондитерские изделия

780

79

Готовая продукция предприятий общественного питания

2556

265

Готовая продукция

молокоперерабатывающих

предприятий

237

9

Всего

13427

1185

На   протяжении   ряда   лет   проводится   анализ   микробиологических
показателей                молочных               продуктов,                производимых               на

молокоперерабатывающих предприятиях области и реализуемых предприятиями торговли. В 2011 году удельный вес проб молочных продуктов, не соответствующих требованиям Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" № 88-ФЗ от 12.06.2008 по микробиологическим показателям, произведенных на молокозаводах и реализуемых предприятиями торговли, составил 3,8% (2010 год -1,3%) и 5,6% (2010 год - 5,1%) соответственно.

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.06.2011 № 588 "О проведении внеплановых проверок на розничных рынках" за период с 27.06.2011 по 08.08.2011 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" по распоряжениям, определениям в рамках административных расследований Управления Роспотребнадзора по Тюменской области отобрано и исследовано по микробиологическим показателям 248 проб пищевых продуктов и кулинарных изделий, из них не соответствовали требованиям технических регламентов, гигиеническим нормативам 56 проб (22,5%), по санитарно-гигиеническим показателям исследована 221 проба, из них не соответствовали требованиям нормативно-технической документации, гигиеническим нормативам 6 проб (2,7%).

В обращении не могут находиться пищевые продукты, не соответствующие требованиям нормативных документов, имеющие явные признаки недоброкачественности, не имеющие документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность, не имеющие информации для потребителя, а также не соответствующие представленной информации (Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"). Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и подлежат браковке.

В 2011 году по результатам надзорных мероприятий Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области забракована 1991 партия пищевых продуктов ( 2010 год - 1214) объемом 17827 кг ( 2010 год - 16722,5 кг).

Управление Роспотребнадзора по Тюменской области осуществляет государственный надзор за качеством и безопасностью молочной продукции, выпускаемой и реализуемой на территории области. На молокоперерабатывающих предприятиях организованы и проводятся лабораторные исследования сырья и готовой продукции. На крупных предприятиях имеются собственные микробиологические и физико-химические лаборатории. В цехах с производительной мощностью 1,5-5 т проводятся исследования в аккредитованных испытательных лабораторных центрах. Информация о результатах производственного контроля предоставляется в ежемесячном режиме. Специалистами Управления проводится анализ результатов производственного контроля.

В 2011 году проведены проверки и административные расследования в отношении 19 молокоперерабатывающих предприятий. В ходе проверок установлены нарушения требований Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукции». Составлено 12 протоколов об административном правонарушении в отношении юридических и должностных лиц, вынесены постановления о наложении административных взысканий на сумму 143500 рублей. ( В 2010 году - 14 протоколов, постановления о наложении административных взысканий на сумму 83000 рублей).

При проведении проверок молокоперерабатывающих предприятий установлены нарушения размещения оборудования в технологических цехах, отмечено неудовлетворительное санитарно-техническое состояние производственных и вспомогательных помещений (ООО "ПК "Молоко", Нижнетавдинский район). До настоящего времени не решен вопрос организации производственной микробиологической лаборатории в ЗАО "АФ "Каскара". Признано неудовлетворительным качество молочной продукции Киевского молочного завода (25% от общего количества исследованных проб не соответствует требованиям по микробиологическим показателям).

Качество и безопасность молочных продуктов, реализуемых населению, также находятся на постоянном контроле. Организованы проверки по соблюдению санитарных правил на предприятиях торговли, общественного питания, в детских образовательных учреждениях с проведением лабораторных исследований молочной продукции.

В 2011 году проведены плановые и внеплановые проверки в отношении 318 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в 2010 году -316),        реализующих    молочную    продукцию.    Обнаружены    нарушения требований Федерального закона № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукции" на 72 предприятиях: отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность продуктов, реализация молочных продуктов с истекшим сроком годности, отсутствие достоверной информации о реализуемой продукции. Вынесено 72 постановления о наложении штрафов на сумму 413100 рублей (в 2010 году - 76 штрафов на сумму 161800 рублей).

За 2011 год на предприятиях торговли и общественного питания сняты с реализации по причине отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность, с истекшим сроком годности, по причине отсутствия достоверной информации 214 партий молочных продуктов объемом 880,5 кг. (В 2010 году забраковано 80 партий молока и молочной продукции объемом 1984 кг). В основном снимаются с реализации партии молочной продукции объёмом 3-5 кг.

За 2011 год проверено 210 предприятий оптовой и розничной торговли алкогольными напитками (2010 год - 206), исследовано по санитарно-химическим показателям 346 проб алкогольных напитков (2010 год -347 проб). В 2011 году снизился удельный вес проб, не соответствующих требованиям нормативных документов, среди взятых для исследования импортных алкогольных напитков: 2011 год - 23 пробы, что составило 6,3% (2010 год-60 проб, или 17,2%).

В 2011 году забраковано в организациях торговли 25 партий, в т.ч. 7 партий импортной продукции (28%); за 2010 год забраковано 64 партии, в т.ч. импортной - 32 (50,0%).

На 40 предприятиях обнаружены нарушения требований санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей при реализации алкогольной продукции.

За выявленные нарушения требований санитарного законодательства при проведении надзорных мероприятий в отношении виновных составлено 40 протоколов об административном правонарушении, вынесены постановления об административных наказаниях в виде штрафов на сумму 411000 рублей, в 2010 году составлено 59 протоколов, сумма штрафов -374300 рублей.

На территории Тюменской области размещено 1298 предприятий общественного питания.

В 2011 году проведены плановые проверки на 154 предприятиях общественного питания (59 - столовые образовательных учреждений, 7- лечебно-профилактических учреждений, 88 - предприятия открытой сети).

Внеплановые   контрольные     мероприятия       проведены на 127 предприятиях общественного питания (65 - внеплановые проверки в образовательных учреждениях, 53 - внеплановые проверки и административные расследования на предприятиях открытой сети, 9 - в ЛПУ).

В ходе плановых и внеплановых проверок проводились лабораторные исследования готовых блюд и кулинарных изделий, в т.ч. выработанных по нетрадиционной технологии. По предварительным данным, за 2011 год исследовано   2556   проб   готовых   блюд,    отобранных   на   предприятиях общественного      питания.      Удельный вес     неудовлетворительных проб -10,3% (2010 год-5,0%).

Ухудшение показателя связано с нарушениями требований санитарного законодательства хозяйствующими субъектами в части организации производственного контроля, с недостаточной квалификацией работающих на предприятиях общественного питания, незнанием руководителями требований санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей.

По предварительным данным, по установленным фактам нарушения требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей в ходе проверок и административных расследований при организации питания населения на предприятиях общественного питания, в школах и лечебных учреждениях составлено 1092 протокола об административном правонарушении, вынесены постановления о наложении штрафа на сумму 8 826 600 рублей. Административное приостановление деятельности на срок от 15 до 30 суток применялось судами в отношении 15 предприятий общественного питания.

В целях улучшения ситуации при организации питания населения в 2012 году Управлением Роспотребнадзора совместно с администрациями муниципальных образований планируется проведение совещаний-семинаров для руководителей организаций с последующей аттестацией.

В 2011 году проведены проверки розничных рынков во исполнение приказа Федеральной службы № 588 от 10.06.2011. Внепланово проверены 45 розничных рынков, расположенных на территории Тюменской области.

В ходе проверок обнаружены нарушения Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

В действиях 37 управляющих компаний выявлены нарушения пунктов 1,3, 5, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ:

1)      не согласованы с уполномоченными органами схемы размещения торговых мест;

2)      превышены сроки договоров на предоставление торговых мест относительно срока разрешения на право организации рынка;

3)      не обеспечено соблюдение лицами, которые заключили с компаниями, управляющими рынками, договоры о предоставлении торговых мест и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

4)    не велся реестр продавцов;

5)    были оформлены с нарушением требований карточки продавцов.

За выявленные нарушения в отношении управляющих рынками компаний вынесено 45 постановлений о наложении штрафов на сумму 1490000 рублей по ст. 14.34, 4.1,2,5,6,7,8 КоАП РФ.

В ходе внеплановых мероприятий на розничных рынках обнаружены нарушения обязательных требований санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей.

В действиях 264 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, реализующих товары на розничных рынках, в т.ч. пищевые продукты, выявлены нарушения п. 2 ч. 1, пунктов 1, 2 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ:

- не соблюдаются требования, предъявляемые к продаже отдельных видов товаров (продажа товаров без информации о продавце; с истекшим сроком годности, с нарушением требований, предъявляемых к качеству и безопасности);

-до сведения покупателей не доводится необходимая и достоверная информация о товарах (услугах) и об их изготовителях;

. - отсутствуют документы, подтверждающие соответствие товаров установленным требованиям (сертификат или декларация о соответствии либо их копии, заверенные в установленном порядке), товарно-сопроводительные документы.

По фактам выявленных нарушений составлены протоколы об административном правонарушении по статьям 6.3, 14.4 ч.1, 14.4 ч.2, 14.8, 14.15 КоАП РФ, вынесено 110 постановлений о наложении штрафа на сумму 245800 рублей.

В укреплении и сохранении здоровья населения важнейшая роль
принадлежит полноценному и сбалансированному питанию. Особое
внимание    обращается    на                обеспечение    организма    необходимыми

микронутриентами, прежде всего витаминами и минеральными веществами.

Дефицит витаминов, макро- и микроэлементов является в настоящее время наиболее распространенным отклонением от рациональных, физиологически обоснованных норм питания и формирует факторы риска многих  заболеваний.

В результате анализа и оценки состояния питания населения, в т.ч. в организованных коллективах, на основании медико-биологического мониторинга, проводимого в различных районах Тюменской области, выявлены факты неполноценного питания с недостаточностью белкового и витаминно-минерального компонентов и связанные с ними заболевания.

Недостаток железа в сочетании с дефицитом белка, витамина С, витаминов группы В стал причиной распространения скрытых и явных форм железодефицитной анемии.

Недостаток в почве, воде и пищевых продуктах микроэлемента йода привел к широкому распространению среди населения области йодо-дефицитных заболеваний.

Комбинированный дефицит йода и железа еще более усугубляет снижение активности головного мозга и познавательных способностей у детей, нарушает физическое развитие, влияет на репродуктивную функцию у женщин, приводит к снижению рождаемости.

Группами риска по развитию заболеваний, связанных с микронутриентной недостаточностью, в первую очередь являются дети, подростки, беременные и кормящие женщины.

Организация   и   проведение              на   территории   Тюменской   области

мероприятий по профилактике йодо  и железодефицитных состояний позволили несколько снизить показатели заболеваемости. На фоне увеличения с 1997 года использования йодированной соли и 100% обеспечения данной солью образовательных, оздоровительных, лечебно-профилактических учреждений произошла     нормализация потребления йода, получаемого организмом с питанием. В то же время, несмотря   на   проводимую   просветительскую   работу,   32%   семей не употребляют йодированную соль в домашних условиях, что существенно снижает эффективность проводимой йодной профилактики.

Существенно  снизилось   количество   проб   йодированной   соли,   не отвечающей гигиеническим нормативам по содержанию йода.

Результаты контроля за массовой долей йода в йодированной соли

В 2011 году исследовано 797 проб на содержание йода в йодированной соли, из них - 2 неудовлетворительных, или 0,2% (в 2010 году соответственно 568/18, или 3,2%).

Причиной сохранения и распространения йодо- и железодефицитных состояний является недостаточное потребление населением продуктов, содержащих йод и железо, часто сочетающееся с низкой обеспеченностью витаминами, прежде всего витамином С и витаминами группы В, необходимыми для усвоения микроэлементов организмом.

Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 02.08.2010, предполагают производство и использование в питании до 30 - 40% обогащенных продуктов. Обогащенная продукция, в т.ч. молоко и кисломолочные продукты, хлеб, хлебобулочные изделия, напитки, кондитерские изделия и др., широко представлена товаропроизводителями на потребительском рынке. Однако недостаточная информированность населения о пользе данной продукции не привела к увеличению объемов её производства.

В 2011 году Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области направлены предложения в программу продовольственной безопасности Тюменской области.

В целях предупреждения угрозы возникновения массовых неинфекционных заболеваний среди населения Тюменской области, реализации "Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года", утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10. 2010 № 1873-р,       и  руководствуясь  п.   8.  ст.  51   Федерального закона    санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30.03.1999, считаем целесообразным рекомендовать:

1.    Руководителям образовательных, в т.ч. высших,                               лечебно-
профилактических, социальных, летних оздоровительных учреждений,
руководителям предприятий, обеспечивающих поставку пищевых продуктов и
организацию питания:

-  обеспечить рациональное питание с содержанием необходимых питательных веществ и микронутриентов                                                                      согласно утвержденным нормативным документам;

-  проводить регулярный анализ и оценку рациона питания, при необходимости своевременно вносить коррективы;

-  при разработке рациона питания использовать возможность добавления йодированной соли,              обогащения микронутриентами хлебобулочных изделий и других видов пищевой продукции, в первую очередь йодом, железом, витаминами группы В.

2.  Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области:

- принять меры по организации производства обогащенного йодом, железом, витаминами группы В хлеба для снабжения им всех образовательных учреждений Тюменской области, в т.ч. вузов.

3.  Руководителям предприятий по производству хлеба и хлебобулочных
изделий обеспечить исполнение положений «Основ государственной
политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» в части развития производства пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами, а также в части:

-  необходимого объема производства и поставки в образовательные, лечебно-профилактические и социальные учреждения обогащенных йодом, железом, витаминами группы В хлебобулочных изделий;

-  постоянного использования йодированной соли при производстве массовых сортов хлеба;

-  информирования предприятий торговли и населения о составе производимых обогащенных сортов хлебобулочных изделий.

4.  Руководителям предприятий пищевой промышленности, торговли, общественного питания всех форм собственности обеспечить организацию и проведение производственного контроля, своевременное принятие мер по его
результатам.

 



Вернуться в раздел