"Горячая" линия "Горячая" линия Горячая линия: (3452) 20-86-66
старше 16

О результатах деятельности Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в сфере защиты прав потребителей в 2016 году

15.03.2017
Управление Роспотребнадзора по Тюменской области осуществляет защиту прав потребителей в трех направлениях: контрольно-надзорная деятельность, досудебная и судебная защита, деятельность в сфере информирования и консультирования.

В 2016 году Управлением в сфере защиты прав потребителей проведено 1151 контрольно-надзорное мероприятие, по результатам которых выявлено более 3600 нарушений обязательных требований законов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, выдано 810 предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, вынесено 1079 постановления о привлечении лиц к административной ответственности. Общая сумма штрафов, наложенных по итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях по фактам нарушений законодательства в области защиты прав потребителей, составила более 12 млн. рублей.

Сравнительный анализ количества проведенных в 2016 году  проверок свидетельствует о продолжающемся снижении плановых проверок, что связано в первую очередь с надзорными каникулами для малого и среднего предпринимательства. Увеличение на 27% по сравнению с 2015 годом суммы наложенных штрафов связано с увеличением количества выявляемых нарушений в сфере технического регулирования, несоблюдение требований к маркировке различных групп товаров.

В 2016 году в Управление по вопросам защиты прав потребителей поступило 8956 обращений потребителей, в том числе письменных - 3826 обращений.

Сравнительный анализ количества поступивших жалоб потребителей в 2016 году  свидетельствует о продолжающемся увеличении количества обращений в сравнении с 2015 на 25% (2882 обращений в 2015 году).

Отмечается значительное увеличение количества обращений граждан на услуги в сфере  жилищно-коммунального хозяйства, финансовые, бытовые, медицинские услуги.  В 2016 году продолжается снижение количества обращений на услуги связи (со 184 в 2014 году до 122 в 2016).

Все поступившие обращения потребителей были рассмотрены в установленные законодательством сроки. 51% нарушений прав потребителей устранены в досудебном порядке. Размер суммы, возвращенной потребителям в досудебном порядке, составляет более 3 млн. рублей.

В 2016 году возникло три крупных проблемных ситуации.

Так, в период июнь-сентябрь 2016 года в адрес Управления поступило 39 обращений с жалобами на деятельность ИП Нартовой З.Ф., осуществляющей деятельность по продаже мебели в магазинах «Много мебели». Суть обращений потребителей сводилась к продаже мягкой мебели по низким ценам, но ненадлежащего качества, а также нарушения сроков поставки приобретенной мебели. По фактам поступивших обращений Управление обратилось с исковыми заявлениями в интересах 6 потребителей, помимо этого дано 6 заключений в суд в порядке ст. 47 ГПК РФ, во всех случаях требования потребителей удовлетворены. В защиту неопределенного круга потребителей Управлением был подан иск в суд о признании действий ИП Нартовой З.Ф. по включению в договор условий ущемляющих права потребителей, продаже товара ненадлежащего качества, который решением суда от 22.12.2016 года удовлетворен в полном объеме. В настоящее время жалобы на деятельность ИП Нартовой З.Ф. в адрес Управления не поступают.

В сентябре-октябре 2016 года в адрес Управления поступило 38 обращений потребителей на деятельность ООО «Торгсервис72» по установлению минимальной суммы покупки равной 300 рублей в сети магазинов низких цен «Светофор». По данному факту Управлением и территориальными отделами проведены внеплановые проверки, в ходе которых факты, указанные в обращениях, подтвердились. ООО «Торгсервис72» привлечено к административной ответственности на сумму 400 тыс. рублей, помимо иск Управления, поданный в интересах неопределённого круга потребителей решением суда удовлетворен, действия ООО «Торгсервис72» по установлению минимальной суммы покупки равной 300 рублей признаны противоправными.

Начиная с августа по настоящее время в адрес Управления поступают обращения потребителей на деятельность ООО «СТМ» осуществляющего деятельность по установке окон, дверей. Жалобы потребителей в основном касаются введения их в заблуждение о сроках изготовления товара, помимо этого при анализе договора Управлением усматриваются факты по недоведению информации до потребителей о предмете договора, изготовителе товара. Всего в адрес Управления поступило 25 обращений. На основании поступивших обращений Управлением проведено 6 внеплановых проверок, по результатам которых по факту воспрепятствования проведения проверки в отношении ООО «СТМ» возбуждено 5 дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля».

По результатам одной из проверок по факту введения потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств товара, ООО «СТМ» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100000 рублей.

В целях защиты прав потребителей в судебном порядке в суды Управлением дано 240 заключений о нарушении прав потребителей. В сравнении в 2015 годом соответствующий показатель вырос на 2%. В пользу потребителей присуждено 46 млн. рублей.

В защиту прав потребителей Управлением подано 126 исковых заявлений, в том числе 50 - в защиту неопределенного круга лиц.

По результатам рассмотрения судами гражданских дел по искам потребителей в пользу последних взыскано более 9 млн. рублей, в том числе более 300 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда.
В 2016 году продолжена работа Консультационного центра и пунктов по защите прав потребителей при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области».

В 2016 году специалистами Центра и его филиалов было рассмотрено 8730 обращений потребителей. В 2016 году в ходе консультаций было подготовлено 349 претензий, 131 исковое заявление и 114 иных процессуальных документов.

В 2016 году Управлением проведено более 50 семинаров и лекций по актуальным вопросам защиты прав потребителей. Семинары проводились в предприятиях торговли (крупнейших торговых сетях региона), организациях, оказывающих услуги общественного питания, ЖКХ, аптечных организациях.

Управлением ведется работа по наполнению государственного информационного ресурса «Защита прав потребителей» (zpp.rospotrebnadzor.ru). На указанном ресурсе размещена информация по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав, нормативно-правовые акты по защите прав потребителей, образцы претензий и исковых заявлений, памятки потребителям и многое другое. По состоянию на 10.03.2017 года Управлением внесено 279 новостных материалов, 499 решений суда, 82 региональных нормативно-правовых акта.
Кроме того, на сайте ГИР ЗПП размещена информация о 37 случаях выявления в обороте на юге Тюменской области пищевой продукции, не отвечающей требованиям безопасности.

В рамках реализации государственной программы Тюменской области «Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей» до 2020 года, утв. постановлением Правительства Тюменской области от 22.12.2014 № 669-п, Управлением проводится работа по информированию потребителей по актуальным вопросам защиты их прав во взаимодействии со средствами массовой информации, распространяются памятки и буклеты, регулярно проводятся тематические горячие линии.

Сейчас, обратиться за консультацией потребители могут по телефону постоянно действующей горячей линии Управления: (3452) 20-86-66. Часы работы горячей линии: Понедельник - Четверг: 9.00 - 18.00; Пятница: 9.00 - 16.45; Перерыв: 13.00 – 13.45.

Вернуться в раздел